Внешняя политика международные отношения ч 2

В свою очередь Г.Карасин подтвердил, что решение временно не направлять российского посла в Киев не следует расценивать как разрыв дипломатических отношений. МИД России призывает не драматизировать ситуацию, поскольку интересы населения двух стран никак не пострадают. («Мы не будем предпринимать никаких действий, затрагивающих интересы населения России и Украины»).


Зам. директора департамента информации МИД РФ И.Лякин-Фролов отметил, что обращение президента – серьезный документ, содержащий анализ сложных вопросов в российско-украинских отношениях, которые возникли не по нашей вине. «Мы рассчитываем, что обращение будет принято во внимание украинским руководством и будут сделаны соответствующие выводы. И соответственно выводы эти приведут к конкретным шагам по исправлению ситуации».


 


Комментарии российских политиков и экспертов


Российские комментаторы демонстрируют достаточно широкий разброс мнений. По мнению большинства экспертов, решение Кремля об отсрочке приезда посла должно символизировать отношение российского руководства к выборам на Украине.


Зам. председателя комитета Госдумы по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин назвал поступок Д.Медведева крайним и исключительным шагом, которым президент России предлагает политической элите Украины определиться на предстоящих президентских выборах. Согласно К.Затулину, политическая элита Украины должна понимать, что если Ющенко останется у власти или главой государства станет «перелицованный» Ющенко, отстаивающий те же интересы, отношения России и Украины не будут отвечать договору о сотрудничестве и партнерстве.


Председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов заявил, что  поскольку до президентских выборов в Украине остаются считанные месяцы, нельзя спокойно воспринимать антироссийскую политику, проводимую В.Ющенко и его командой. «Украина спровоцировала газовый конфликт с Россией, оттуда постоянно доносятся требования убрать Черноморский флот из Севастополя, она поставляла оружие в Грузию. Что касается М.Зурабова, он скорее всего заступит на свой пост еще до президентских выборов, поскольку в период избирательной кампании присутствие посла необходимо.


По словам депутата Госдумы, директора института политических исследований Сергея Маркова, новый российский посол появится в Киеве тогда, когда на Украине сменится власть. «Нынешний президент Ющенко не достоин нового посла». Затягивание выдачи согласия на кандидатуру М.Зурабова в качестве нового посла в Украине показало, что подобная политика возможна и дальше. «… Происходило бы затягивание процесса вручения верительных грамот новым послом. То есть действовали бы по схеме тех, кто хочет ухудшить отношения России и Украины, а именно такая цель у нынешнего президента Украины Ющенко». Никаких целей повлиять на президентскую кампанию в Украине открытое послание Д.Медведева не имело.


Комментируя реакцию главы секретариата президента Украины В.Ульянченко на послание президента РФ, Марков отметил, что секретариат В.Ющенко хочет, чтобы его «отождествляли с украинским народом».


Эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко отмечает, что отказ Д.Медведева прислать на Украину нового посла не означает, что Россия уходит в сторону от украинской предвыборной борьбы и не желает наблюдать за политическими битвами у соседей. Такой дипломатический ход – иная, более демонстративная форма проявления особой позиции российских властей, включая готовность пока занять выжидательную позицию.


Генеральный директор Центра политической информацииАлексей Мухин отметил, что российское руководство своими действиями лишило Киев этой возможности, «признав заранее, что отношения двух стран являются плохими и замороженными, и нет никакого политического смысла их поддерживать вплоть до избрания нового президента Украины в январе 2010 года. А.Мухин назвал решение Д.Медведева «прямым ответом на тот экономический маневр, который совершила Ю.Тимошенко, подписав соглашение с В.Путиным и дав гарантии, что Россия будет принимать участие в модернизации украинской газотранспортной системы, а затем изменила свое решение и привлекла для этих целей исключительно европейские финансовые институты. … Это прямой удар по действующим официальным властям Украины – В.Ющенко и Ю.Тимошенко, которые в ходе президентской кампании, скорее всего, будут использовать так называемую российскую карту, то есть возможность изменять в худшую сторону отношения с Россией и тем самым завоевывать симпатии определенных электоральных групп».


Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов отметил, что если президент Д.Медведев принял решение не торопиться с отправкой Зурабова в Украину для того, чтобы пересмотреть назначение М.Зурабова, это хорошо; если же для того, чтобы оказать давление на Украину в преддверии президентских выборов – это неправильно. По его словам, «Украина настолько важна для нас, что отправлять туда человека, который все на свете провалил, было бы неправильно. Надо послать авторитетного политика, тяжеловеса, чтобы он содействовал развитию отношений».


Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко назвал обращение Д.Медведева и решение не отправлять нового посла в Киев сигналом для США: «Видимо, таким образом Россия хочет подчеркнуть, что, несмотря на объятия с Бараком Обамой, по линии СНГ, в частности на украинско-грузинском направлении, она по-прежнему будет занимать жесткую позицию». Если этот шаг президента «все же направлен на вмешательство во внутренние украинские дела и попытку повлиять на результат выборов, то делать его так топорно не стоило, так как ни к чему хорошему это не приведет».


 


Комментарии украинских политиков


В ответ на обращение Д.Медведева, лидер Партии регионов В.Янукович отметил (11.08), что «при нынешней власти надежд на нормализацию и улучшение отношений с Россией практически нет. Поэтому первое, что мы сделаем, придя к власти – возродим нормальные, добрососедские, равноправные и взаимовыгодные отношения с нашим стратегическим партнером Россией. Такие отношения, которые откроют перспективы для обоих государств».


Заявление Д.Медведева поддержал лидер Компартии Украины П.Симоненко.


А.Яценюк в своем комментарии попытался выдержать нейтральную позицию, признав как справедливость критики  В.Ющенко, так и ответственность российской стороны за ухудшение двусторонних отношений.


Спикер парламента В.Литвин призвал к срочной встрече депутатов обеих стран для обсуждения общих проблем.


Глава секретариата президента Украины, председатель совета пропрезидентской партии «Наша Украина» В.Ульянченко (12.08) назвала послание Д.Медведева агрессивным и адресованным не В.Ющенко, а всему украинскому народу.


По смыслу заявления было отмечено, что политика Москвы является имперской. В.Ульянченко отметила, что у украинской стороны вызывает сомнение декларируемое российским руководством желание вести с Украиной партнерский экономический диалог. «В экономической плоскости мы неоднократно видели невыполнение договоренностей о функционировании зоны свободной торговли между Украиной и Россией, которая выгодна обоим нашим народам».


Точно также оспаривается тезис о единстве газотранспортной системы двух стран. «По этой логике мы бы должны были говорить и о единстве газовых и нефтяных ресурсов, которые находятся на территории Российской Федерации, поскольку так было в «добрые старые времена Советского Союза». Тем более, что газовый конфликт был инспирирован именно российской стороной.


В.Ульянченко категорически отвергает обвинения относительно притеснения русскоязычного населения. – Именно в России происходит «постоянное антиукраинское зомбирование». В России, где проживают миллионы украинцев, нет ни одной украинской школы. Между тем в Украине свыше 1400 школ с русским языком преподавания».


В.Ульянченко назвала российское руководство заложником старых имперских комплексов, «которые вынуждают постоянно лелеять образ внешнего врага и подменять равноправный диалог со всеми соседними государствами языком обид и угроз». В этой связи всех украинцев призывают не допустить, чтобы с ними обращались в духе «неоимперской тональности»: «Как председатель политсовета партии «Наша Украина» я обращаюсь ко всем политическим силам Украины, ко всем общественным организациям и движениям с призывом проявить сегодня твердую солидарность в отстаивании национальных интересов».


Украинская народная партия предложила отозвать посла Украины в РФ для проведения консультаций.


14.08 появилось весьма эластичное по форме и смыслу заявление премьер-министра Ю.Тимошенко, связанное с усилением напряженности в украинско-российских отношениях. В сообщении Управления по связям со СМИ Секретариата Кабмина подчеркивается, что Тимошенко сделала заявление непосредственно после ответа В.Ющенко на послание Д.Медведева.


В заявлении Тимошенко отмечается, что хотя внешняя политика относится к «конституционной прерогативе президента, не могу обойти молчанием последние события в украино-российских отношениях. Учитывая их важность, меня не может не тревожить крайне высокий градус публичной полемики на эту тему. … Как премьер-министр, я делала и делаю все возможное для углубления взаимовыгодного сотрудничества между Украиной и Россией, в первую очередь в экономической сфере, за которую отвечает правительство. Так же я буду делать и далее на любой должности, которую доверит мне украинский народ».


Ю.Тимошенко подтверждает, что Украина будет самостоятельно, без внешнего вмешательства, определять свою внешнюю и внутреннюю политику, в том числе и в гуманитарной сфере. «Мы самостоятельно будем изучать собственное прошлое, самостоятельно наведем порядок в настоящем, самостоятельно будем строить собственное будущее. … Реализация Украиной своих суверенных прав, формирование современной политической нации, не являются и не могут рассматриваться как политика, направленная против кого-либо. Мы всегда готовы слышать и прислушиваться к мнению партнеров на Востоке и Западе, учитывать их интересы, но вмешательство в наши внутренние дела является недопустимым». В заявлении подчеркивается, что украинские и российские дипломаты должны выяснять проблемы, которые неминуемо возникают в взаимоотношениях между любыми странами не путем конфронтации и публичной полемики, а за столом переговоров. При этом любые паузы в развитии сотрудничества между Украиной и Россией недопустимы.


 


Позиция Госдепартамента США


13.08 представитель Госдепартамента США Филип Кроули подтвердил, что США поддерживают право Украины на собственный выбор и проведение суверенной политики. «Украина является суверенным государством. Она имеет право отстаивать свои интересы тем способом, который считает нужным. … Украина имеет право принимать собственные решения, в том числе и о вступлении в НАТО. И мы, несомненно, поддерживаем это». Это дал понять и вице-президент США Джозеф Байден во время недавнего визита на Украину. Вместе с тем, США заинтересованы в конструктивных взаимоотношениях Москвы и Киева.


 


Заявление М.Сивца


12.08 вице-президент Европейского парламента Марек Сивец назвал резкие заявления президента России в адрес украинского руководства проявлением российского вмешательства в процесс выборов в Украине. По мнению Сивца, на данный момент в Евросоюзе нет оснований вмешиваться в российско-украинский конфликт, но Брюссель должен тщательно отслеживать развитие событий.


В интервью «Радио Свобода» М.Сивец заявил, что язык имперской политики хорошо распознают в Европе. На вопрос, кого из кандидатов в президенты Украины сейчас поддерживает Кремль, М.Сивец отметил, что Россия не проявляет своих симпатий так явно, как это было 5 лет назад. Поэтому «нужно внимательно послушать, что говорят кандидаты в президенты в Украине. Я не хочу называть имена, но это очевидно».


 


Выводы и комментарии:


1. Перечисленные заявления и комментарии касаются практически всех мыслимых форм использования сложившейся ситуации в политических целях, однако крайне мало внимания уделяют поиску возможностей ослабления напряженности и урегулирования противоречий.


2. Согласно оценкам украинских комментаторов, заявление Л.Медведева, скорее всего, не обеспечит роста популярности В.Януковичу, но также вряд ли позволит В.Ющенко восстановить свой рейтинг. Однако, В.Ющенко все же может попытаться сменить имидж политика-неудачника на образ принципиального борца за независимость и суверенитет Украины.


3. Среди предложений, которые выпадают из общего контекста комментариев и заявлений, уместно отметить заявления председателя Верховной Рады В.Литвина и бывшего зам. министра иностранных дел Украины А.Чалого. В частности В.Литвин призвал перевести двусторонние отношения из плоскости взаимных обвинений в конструктивное росло и вынести основные дискуссионные вопросы на рассмотрение парламентов.


А.Чалый предлагал В.Ющенко дать Д.Медведеву «ассиметричный ответ», предусмотрев возможности для оздоровления отношений. По его словам, украинской стороне нельзя делать шаги, которые ведут к эскалации конфликта. Киев должен предложить диалог по всем проблемным вопросам. «С великой державой любое другое государство должно иметь гибкую внешнюю политику».


4. Со стороны западных обозревателей и представителей СМИ, включая «Голос Америки», наблюдается готовность разыграть на предстоящих украинских президентских выборах сценарий противоборства между прозападным и пророссийским кандидатами, или, по меньшей мере, эксплуатировать сюжет о соперничестве между кандидатом-патриотом и его пророссийским оппонентом. Большинство западных газет комментируют заявление Д.Медведева как начало кампании по восстановлению влияния в Украине с целью возвращения Украины в свою орбиту (см., например, статью К.Белтон в Financial Times, 12.08).


Если такой формат будет реализован, это явно с сыграет на руку Ю.Тимошенко, для которой изменение акцентов в ходе избирательной кампании не будет представляться ни моральной, но содержательной проблемой. Что касается В.Януковича, ему придется искать адекватную форму позиционирования в случае очередного газового кризиса и прекращения газовых поставок зимой 2009 — 2010 гг.     


*****


 


Ситуация в сфере поставок и транзита газа


Эксперты в сфере энергетики отмечают наличие сложных проблем, касающихся поставок газа для Украины в 2010 г. в контексте нормативов, зафиксированных в контактах с «Газпромом».


10.08.2009 г. агентства «Прайм-ТАСС» и УНИАН обнародовали данные прогноза «Нафтогаза Украины» на 2010 г.,  подготовленные для миссии Международного валютного фонда. План «Нафтогаза» по закупке импортного газа составляет 35 млрд. кубометров, прогноз средней цены – $275 за 1000 кубометров.


Исходя из этих данных, предполагаемая сумма платежей «Газпрому» составляет $9,6 млрд. Цена на газ на 10% выше прогноза на 2009 г. ($250). Предполагаемый объем закупок почти на треть меньше того, который зафиксирован в 10-летнем контракте «Нафтогаза» и «Газпрома» (52 млрд. кубометров в год).


Таким образом, у «Газпрома» и «Нафтогаза» все больше поводов вступить в традиционный конфликт, который может начаться в январе 2010 г. Поводом для этого может стать попытка украинской стороны резко сократить закупки российского газа и сэкономить на этом до $1,8 млрд.


Российская газета «Ведомости» отмечет, что «Нафтогаз» уже обращался к «Газпрому» с  новым планом закупок. В свою очередь, источники в «Газпроме» переговоры не комментируют, но отмечают, что «объем закупок в 35 млрд. кубометров газа не согласован с «Газпромом»[1].


Таким образом, намерение «Нафтогаза» сократить закупки может стать поводом для нового газового конфликта. Главный принцип в договоре «Газпрома» и «Нафтогаза»  — «бери или плати». Поэтому в 2010 г. «Газпром» может потребовать от «Нафтогаза»  переплату за невыбранное топливо. Стороны могли бы договориться, но и «Газпром», и «Нафтогаз» ведут себя бескомпромиссно.


По условиям контакта между «Газпромом» и «Нафтогазом», покупатель должен оплатить минимум 80% годового объема газа. Корректировать годовой объем можно не позднее чем за полгода до начала поставок, причем не больше, чем на 20%. То есть, сроки, позволявшие внести изменения в поставки на 2010 г., уже не соблюдены. Тем более, что «Нафтогаз» не устраивает сокращение объема поставок всего лишь на 20%.


Однако в договоре есть пробелы, наличие которых признавали и представители «Газпрома». В частности они касаются согласования сумм штрафов за ежемесячный и годичный недобор газа. Также не указана цена для оплаты разницы между фактом и минимальным лимитом.


В 2009 г. «Газпром» не выставлял Украине штрафов за невыборку газа. Однако если в 2010 г. такой штраф будет выставлен, это грозит «Нафтогазу» переплатой примерно $1,8 млрд.


Представители Еврокомиссии не комментируют переговоры «Газпрома» и «Нафтогаза». ЕС пока не получал предупреждений о проблемах, которые могут возникнуть следующей зимой. Последние уведомления со стороны «Газпрома» были сделаны в мае, в форме опасений, что «Нафтогаз» не сможет расплатиться за месячный объем поставок.


Вполне очевидно, что российская сторона еще не приняла решение о том, какую линию следует избрать в сфере газовых поставок зимой 2010 г.


Если новый газовый кризис все же произойдет, газовые компании в странах ЕС могут принять ряд решений, не выгодных «Газпрому», включая пересмотр газовых контактов, установление контроля над украинской ГТС и строительство газопровода «Набукко».


Если газового кризиса не будет, будут отсутствовать формальные поводы, позволяющие начать перевод украинской ГТС в собственность «Газпрома».  


*****


 


Российский кредит для Ю.Тимошенко: новые нюансы


Судя по последним сообщениям СМИ, тема предоставления российского кредита для правительства Ю.Тимошенко продолжает оставаться открытой. Заявления российских правительственных чиновников по этому поводу отражают различные точки зрения. Обращение к российскому правительству со стороны правительства Ю.Тимошенко о кредите в $4-5 млрд. на закупку газа для закачки в подземные хранилища поступило в феврале 2009 г. В мае В.Путин заявил, что готов рассмотреть это предложение, если половину денег даст ЕС. Затем ЕБРР и другие европейские банки согласились выделить до $1,7 млрд. в течение 2009 — 2010 гг. в основном для финансирования инвестиций «Нафтогаза» в развитие транспортной сети и реформирование газового сектора.


Согласно последним заявлениям российского вице-премьера И.Сечина, в предоставлении правительству Украины российского кредита нет необходимости: «нужды в кредите с нашей стороны пока нет. По сути, мы и так уже дали кредит Украине в виде аванса за транзит. … Москва знает о решении ЕС и сейчас анализирует его»[2].


Под российским кредитом подразумеваются платежи «Газпрома» почти на $2 млрд. за транзит газа в ЕС до февраля 2010 г.


По оценкам представителей российского правительства, Украина больше не обращалась за деньгами. В российских правительственных кругах обсуждались два варианта решения проблемы: кредит для Украины с участием российских банков или без них. Украинское правительство предпочло второй вариант.


В окружении Ю.Тимошенко считают, что вопрос о российском кредите еще не снят с повестки дня. Советник премьер-министра Украины А.Гудыма заявил, что заявка на кредит, сделанная в начале года, остается в силе. По его информации, премьер Ю.Тимошенко передавала «по определенным каналам» В.Путину, что надеется на помощь. А.Гудыма сообщил, что ЕС может дать на закупку газа для обеспечения транзита $300 млн. – при необходимых $2 млрд.


Судя по заявлениям А.Гудымы, украинское правительство будет радо любым дополнительным ассигнованиям, например, в получении кредита на сумму в $500 млн. («Если бы Россия сделала это в ответ на решение Евросоюза, думаю, и Украина была бы довольна, и реноме Путина было бы сохранено»).


12.08 зам. министра финансов РФ Дмитрий Панкин сообщил, что официально Министерство финансов России не направляло Украине письма с отказом в предоставлении кредита на сумму $5 млрд. «Официального письма с отказом Украине направлено не было. Заявка есть, она лежит. … Мы продолжаем мониторить макроэкономическую ситуацию на Украине, ситуацию с заимствованиями, взаимоотношения с международными финансовыми организациями, что Украина от них получает. … Решение о предоставлении кредита не принято», но жестких сроков для рассмотрения заявки нет.


Можно предположить, что решение российского правительства откладывается в контексте снижения европейского спроса на газ и неопределенности объемов поставок газа в страны ЕС. По данным Государственного комитета статистики Украины, в январе-июле 2009 г. транзит природного газа по территории Украины сократился на 37,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., а транзит нефти – на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.


С учетом ценовой динамики и завышенных контактных объемов поставок газа для стран ЕС, у европейских компаний также может возникнуть острая заинтересованность в пересмотре условий контактов с «Газпромом», что подталкивает российское правительство к более осторожной и осмотрительной линии поведения.


 


Приложение:


Возвращение в Европу // Ведомости, 3 августа 2009 г.


Газпром может столкнуться с падением спроса на газ в ЕС.


В европейских продажах Газпрома – переломный момент: после чудовищного падения в январе — марте экспорт вновь начал расти. Но теперь концерн рискует столкнуться с новой угрозой — падением спроса на газ в ЕС.


«Худший квартал за всю историю», — констатирует менеджер компании: в Европе была самая холодная зима за последние 10 лет, спрос на газ почти не упал, несмотря на кризис, но поставки «Газпрома» на самый доходный рынок рухнули на 39%.


Сам концерн еще в июне называл три причины:


январский конфликт с Украиной,


— большие запасы газа у европейцев в подземных хранилищах (сделанные прошлым летом при относительно низкой цене Газпрома) и


— высокие цены на российский газ в начале года.


На них еще влияла дорогая нефть: европейские цены Газпрома меняются вслед за нефтяными с отставанием в 6-9 месяцев.


Во II квартале, похоже, наступил перелом. Экспорт в Европу далек от докризисного уровня (хотя в июне гендиректор Газпром экспорта Александр Медведев говорил, что тот восстанавливается). Однако к I кварталу был небольшой рост — 7,6% до 31,3 млрд куб. м (раньше такого роста не было из-за сезонности). Это следует из предварительных итогов полугодия, которые Газпром раскрыл в меморандуме к недавнему выпуску еврооблигаций.


Поставки в СНГ и Прибалтику подросли в апреле — июне на 26% (к I кварталу), следует из меморандума. Есть ли рост российских продаж, не ясно. Представитель Газпрома цифры не раскрывает и рост экспорта не комментирует до публикации отчета по РСБУ за II квартал, которая состоится до 15 августа.


Пока Газпром объявил лишь о росте чистой прибыли по РСБУ — до 136 млрд руб. во II квартале (+3,6% к 2008 году и вчетверо больше I квартала).


Главный конкурент Газпрома в ЕС — норвежская StatoilHydro только завтра отчитается за полугодие. Но из отчетов других поставщиков следует, что спрос в Европе начал снижаться: пропал эффект холодной зимы, который компенсировал спад производства.


Выходит, Газпром будет ограничен в росте, констатирует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: из-за низкого спроса в Азии и США на рынке Европы будет высокое предложение СПГ по более низким спотовым ценам. Но провалов больше не будет, уверен сотрудник группы Газпром: сработает принцип «бери или плати», прописанный в контрактах с европейцами. Его суть такова: потребитель должен купить минимальный объем газа, записанный в договоре. Если выберет меньше, то по итогам года оплатит разницу между фактом и лимитом как аванс будущих поставок по средней цене 2009 года — около $280 (в размере до 80% этой цены).


Выходит следующее: в III-IV кварталах Газпром прогнозирует среднюю европейскую цену в $240-250 за 1000 куб. м, спотовая цена может составить примерно $150. Но, купив чужой газ, клиент Газпрома заплатит одновременно и российской монополии за невыборку — почти $220.


То есть в сумме за каждую 1000 куб. м отдаст уже под $370. И нет гарантии, что аванс за российский газ не пропадет: в 2010 г. будет свой лимит с теми же условиями.


*****


 




[1] Е.Мазнева. Есть повод для ежегодной ссоры // Ведомости, 11.08.2009.


 


[2] Россия не видит необходимости кредитовать закупку газа Украиной // Ведомости, 10.08.2009.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.